АНИМЕ-БАЗАРЫ 5 (Verstand)

Feeling`s and Emotions in Anime/Manga. Fake or it`s for real?

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение

2."не пытайтесь найти "настоящие чувства" и "абсолютную истину" в манге"

3. Взаимодействие зрителя/читателя с персонажами

4. Гармония и алгебра. Союз или противостояние?

5.ИТОГИ

Starkov - Приветствую Вас, товарищи, на нашем очередном, пятом уже по счёту БАЗАРЕ! Мы предлагаем Вам вместе с нами, - Praded-саном, Alex-сенпаем, Майором Катцураги и мной, Starkov`ом, - продолжить наше непростое путешествие в метафизические дебри с целью дальнейшего и более глубокого исследования Аниме-Искусства. В эти самые дебри мы на этот раз полезем в поисках неиссякаемого источника эмоций, щедрый заряд которых мы получаем при просмотре Аниме. Нас занимает вопрос о происхождении этого 
источника, - естественный он или рукотворный, а также качество и состав исходного, так сказать, «продукта», - разобраться, что вызывает у нас эти самые эмоции, насколько они на самом деле реальны, и не является ли всё это просто игрой нашего воображения.
Вообще говоря, путь лежал в Академию Отори, где нам предстоял долгий и обстоятельный разговор о втором по значимости аниме, после Евангелиона, - Юной Революционерке Утене, однако, один из хороших приятелей нашего Алекса-сенпая, решил поделиться своими наблюдениями, которые и дали толчок к развитию нового витка БАЗАРОВ. Вот что он пишет:

. 
"... тут читал насчет манги, в манге :) Eden ты же знаешь я фанатею от нее, так вот ее пишет чекер, молодец просто, встревает в конце шестого тома, - есть там страничка, написано "Мысли мангаки". Короче, он там втирает насчет коммерческой продажи чувств в манге, там же это очевидно, да типа говорит индустрия щас ищет, и ищет как можно более крутые пути показа/продажи чувств, и как можно более "искренних", т.к. щас уже недостаточно 
показать как раньше примитивно просто, щас нужна офигенная экспрессия, так чтоб внушало. В принципе правильно, ну а чё, а как еще? Он сам в конце почти так и говорит, типа говорит я сам мангака и всё такое, это, говорит, понятно, но говорит "не пытайтесь найти настоящие чувства и абсолютную истину в манге". Равно, как и в других источниках, думается. Короче, я не помню и вообще читал наискосок :))). но вот такая 
тема..."

. 

Примерно в то же время Алекс-сенпай сигнализирует, что такая тема действительно актуальна в российском аниме-фэндоме, и при этом мнения на данной счёт попадаются порой прямо противоположные соображениям уважаемого автора манги "Eden" 

http://diary.otaku.ru/diary.flcl?author=lapshinji&date=5-3-2004
.  

"...Цунку - гений. Я по-прежнему пытаюсь разобраться, как ему это удается. Солист небезызвестной группы "SharanQ" в прошлом, он каким-то образом смог понять всю суть японского шоу-бизнеса. Потому что японский шоу-бизнес - это не только эксплуатация и выжимание денег из публики. Это еще и
поразительная искренность, и настоящие чувства, и молодость, и свет..."

 . 

Alex -Кключевое слово - "настоящие", не, ты представь!!! Настоящие! Вообще этот чекер очень эмоциональный я смотрю, и эскапист по натуре, до соплей в сиропе. Убивает сочетание слов "шоу-бизнес" и "настоящие чувства"... 
. 

Starkov - Мы убеждены, что поднятый вопрос, - назовём его "продажа чувств в Аниме/манга" не является некой уникальной, свойственной лишь субкультуре аниме/манга, но и является симптоматичным явлением, характеризующим глобальные тенденции в эволюции (или, возможно, деградации) самой человеческой культуры и искусства как такового.
Мы, конечно, постараемся в целях экономии места и времени держаться в границах собственно аниме-манги, но совсем уж без теории обойтись, конечно, не удастся. Да и зачем?

1. Введение

АНИМЕ-БАЗАРЫ:

1. Read or Die или Луч Света в Тёмном Царстве.

 _______________________

. 

2. АНИМЕ В РОССИИ – КОМУ, а главное ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?

 _______________________

. 

3. Выразительные средства Аниме: привлекательность персонажей.

 _______________________

. 

4. ЕВАНГЕЛИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

_______________________

. 

5. Feeling`s and Emotions in Anime/Manga. Fake or it`s for real?

 _______________________

 

(где-то в анимешных дебрях…)
. 

Starkov (напялив на башку профессорскую четырёхугольную шляпу с кисточками, стоя у доски с указкой в руках) - Мы живём в эпоху, условно называемую значительной частью социологов, философов и историков, - Эпохой Постмодерна. Одной из главных её особенностей является процесс виртуализации общества. Этот во многом противоречивый предмет слишком сложен и обширен, чтобы включать его рассмотрение в цели и задачи нашего БАЗАРА, тем более, что его исследователи (А. Бюль, М. Паэтау, А. Крокер, М. Вейнштейн, Д. Иванов) до сих пор не составили единой теории, да и сам предмет ещё в процессе становления, поэтому мы затронем лишь аспекты, которые не требуют доказательств и необходимы для понимания самой сути поставленного на рассмотрение вопроса.

Майор Катцураги - Такое чувство, что ты готовишь доклады по социологии и впариваешь их в Базарах, чтобы заценили, иногда хочется поискать рукой ледоруб.

Starkov - Ай молодца! А ведь я и в самом деле прошлой осенью написал курсачок по социологии на тему взаимодействия массовой культуры с культурой элитарной. Получил я за него, конечно, "отл". Но обещаю долго не грузить проблемами высшей социологии, честное комсомольское! Всё в рамках нашей тематики.
Итак, одно из важнейших следствий процесса виртуализации, является частичная, либо полная симуляция исторически сложившихся составляющих социо-культурной сферы человеческого сообщества, как то: институт семьи, политика, искусство, и даже элементарное общение. Семья, - бывшая некогда ячейкой общества, - с каждым годом всё более утрачивает свои традиционно сильные позиции, - гражданские браки, однополые союзы, аморальность и безнравственность общества, половая распущенность, наносят институту семьи огромный ущёрб, но самая большая «опасность» лежит в одной из главнейших особенностях Постмодерна, - максимальной автономности индивида. Современная реальность такова, что человек вполне в состоянии обходиться без тех преимуществ, которые ему дают семейный узы, - они могут быть с успехом симулированы.С тем же успехом симулируются и политические процессы в постмодернистком обществе, - манипуляция массовым сознанием, находящейся у власти группировкой, посредством СМИ, и, прежде всего СМИ электронных, давно стала суровой реальностью, и фактически сводит на нет все усилия оппозиционных политических партий. Да и сами партии практически полностью утратили, вследствие виртуализации общества своё изначальное значение, как силы, отстаивающей интересы своего класса, что свело политическую 
борьбу реальных идеологий и реальных программ, к виртуальному противостоянию виртуальных же имиджей.
О симуляции общения, думаю, здесь, в Интернете говорить просто глупо, так как именно такой вот симуляцией мы в данный момент и занимаемся, хе-хе.
. 
Praded - А вот хрен тебе! Это самое настоящее общение. Только в форме «чистого разума». Привет от старика Канта. А симуляция может быть и виртуальная (чаты) и реальная (болтовня ни о чём на вечеринках).
. 
Starkov – Ты Канту от меня тоже привет передавай, вы ж как никак с ним почти ровесники, хе-хе. Но относительно темы, стоит упомянуть, что свобода в выборе виртуального собеседника приводит к новому уровню независимости, - от собеседников реальных, от окружающих людей.
Можно ещё долго перечислять новые уровни независимости "дарованные" человеку обществом Постмодерна, но и упомянутых вполне достаточно для понимания того, что вся новообретённая независимость приводит к одной большой проблеме, - отчуждению индивидов.
. 
Майор Катцураги (пытаясь растолкать мирно похрапывающего Алекса) - Где ледоруб? Где его твердая слегка шероховатая рукоятка? какое острое лезвие… О! о! о!
. 
Starkov
(прячась за доску) - Спокойствие, только спокойствие! Мы только начинаем, хе-хе. Сейчас станет ясно, каким боком во всей этой бодяге замешано Аниме (информация для размышления, - ко мне тут Яшка заходил, просил присмотреть за своим барахлишком, пока они там с Кагоме на пляже загорают, а ведь он и Тэссайгу мне оставил).
Ведь искусство по сути дела является симуляцией общения автора с публикой, которая воспринимает заложенные им идеи и эмоции, настолько полно, насколько воспитана сама публика, и насколько искусно тот сумел их передать, облекая в форму стихотворения, романа, спектакля, музыкального произведения, аниме или манги (подробнее об этом см. наш первый БАЗАР).
Индивид, лишённый в современном мире многих реальных стимуляторов сильных эмоций ищет их компенсацию (симуляцию) в произведениях искусства, причём, зачастую, искусства массового, - в нашем случае в аниме и манге. И он получает их путём виртуального взаимодействия с персонажами, а вернее с их образами, сформировавшимися в его воображении во время чтения/просмотра. Разумеется, он будет стремиться к выбору в пользу наиболее достоверно и точно переданного настроения, и стремление это, безусловно, оправданное.
. 
Alex (зевая, и протирая кулаками глаза) – Да, и настроение это должно быть не только достоверным или сильным, но и ему интересным, а это зависит от уровня развития самого читателя/зрителя.
. 
Starkov - Однако, необходимо помнить также о том, что массовая культура накладывает значительные ограничения на творческий поиск авторов, ставя перед ними чёткие цели и конкретные задачи, - сделать произведение конкурентоспособным. Что зачастую приводит к сведению процесса создания произведения искусства (массового) к перетасованию готовых шаблонов, многократно использованных ранее подходов, проверенных временем образов, гарантированно обеспечивающих успех конечного продукта у определённой группы потребителей. Надобно особо отметить, что Аниме являясь искусством относительно новым, сформировавшимся непосредственно во времена становления Постмодернизма, не лишено, и не могло быть лишено всех его пороков и сомнительных достоинств. Наоборот, - Аниме изначально является искусством образов. А потому у многих "продвинутых" анимешников на определённом этапе неизбежно встаёт так называемый "вопрос доверия", - а насколько искренни все те столь дорогие нам моменты, пробуждающие в нас что-то, чем в реальной жизни мы пользуемся всё реже, без чего успешно учимся обходиться?
. 

Alex - Ага, вставил в мозга пару электродов и раздражай напрямую соответствующие зоны удовольствия в мозгу – так сказать напрямую и не надо телик смотреть, в театр ходить, на природу ездить... – правильной дорогой идете, товарищи!
. 
Praded - Да нет. Тут дело позаковыристей будет. В тех самых опытах с крысами и электродами, некоторые экземпляры напрочь отказывались давить на кнопку. Объяснений этому так и не найдено. Сдаётся мне, тут дело не в раздражении центров удовольствия, а в том, каким образом это происходит. Как там: «Важен не столько результат, сколько сам процесс». И аниме-манга способны стимулировать такие процессы очень эффективно. 
Но тут уже важны личности дуэта автор-зритель.

. 

Starkov - Действительно ли автор передаёт нам свои собственные чувства или он "тасует колоду" с шаблонами? Можно конечно махнуть рукой, мол, какая на хрен разница, - меня, главное, от аниме "прёт", колбасит, а остальное мне по барабану. Пожалуй, это не самая худшая позиция, но не в наших принципах игнорировать интересные и спорные вопросы. Попытаемся разобраться, насколько оправдано доверительное отношение анимешников к своему любимому искусству, возникшему и развивающемуся в рамках парадигмы эпохи Постмодерна, и не является ли стремление поклонников японской анимации увидеть в ней нечто большее, нежели чем просто развлекательное...

. 

Майор Катцураги - чем больше слушаю, тем ниже опускаются руки, даже спорить не хочется. У-у-бью!!!
. 

Starkov - Нэ, нэ! Полегче! А то я сейчас Тэссайгу достану...
. 

Майор Катцураги - Коросу!!!
. 

Алекс (разводя костерок из обломков доски) - ну что ж, похоже наши коллеги ненадолго отвлеклись. Придётся нам с Прадед-саном продолжать БАЗАР дуэтом. 
Итак, перейдём к постановке основного вопроса:

2."не пытайтесь найти "настоящие чувства" и "абсолютную истину" в манге"

Praded (жаря шашлыки, нанизанные на очищающие стрелы) – Значит, говорите, настоящие чувства в Аниме или ещё где-либо. Естественно, их там нет, не было и не будет.

. 
Alex - Верно, поэтому и сама постановка вопроса о продаже чувств не совсем корректна, с этого и можно начать.
. 
Praded (открывая Яшкин пакет с чипсами) - Итак, все эмоции уже либо заложены в нас природой (Эмоции низшего порядка), либо развиты нами самими по мере воспитания, образования и жизненного опыта. (Эмоции высшего порядка). Любая вещь, вызывающая эмоции, на мой взгляд, это набор спусковых крючков, должных вызвать у зрителя-слушателя-читателя определённые мысли и эмоции сообразные его жизненному опыту.
. 

Alex - Во! В самую точку, только бы без излишнего углубления в гражданина Фрейда и матушку природу, а? Онегай!
. 
Praded – Ладно, ладно, будем постараться. (наливает из фляжки) Эх! Фухх… У-ух! Итак, о чём это я? Ах, да! Собственно, по этому пути, пути воздействия на определенные точки, и идёт развитие шоу-бизнеса. В нём идёт игнорирование культурных, образовательных и прочих других различий, относимых нами к понятию "цивилизация". "Крючки" подбираются так, чтобы они могли подействовать на как можно большее число разных людей. (Цель-то одна - деньги, да побольше.) Поэтому крючки шоу-бизнеса завязаны на физиологических и животных потребностях человека. В этом-то все люди одинаковы. Это, так сказать, нижняя планка эмоциональных потребностей человека. Только и разницы со стародавними временами, что если раньше кочевник ехал в одиночестве по степи и сам себе под нос гундосил незамысловатую песню: "Что вижу, о том и пою", то теперь, те же кочевники гундосят эту песню перед большой аудиторией под аккомпанемент навороченных музыкальных инструментов. Но это самый примитивный способ зарабатывания денег, хотя и самый надёжный. Это методика любого массового производства. Маленькая прибыль, но большие доходы за счёт массовости и быстрого оборота. Другие же виды искусства, зарабатывающие на эмоциях, идут по пути уменьшения аудитории за счёт увеличения её качества. (Не совсем по теме, но достаточно образный пример. Похабные частушки на ярмарках за пятачок, оперетты для среднего класса за несколько рублей, и классическая музыка для богатых буратин и тех, кто понимает все её тонкости и нюансы (а обучиться этому непросто и недёшево) с билетами по баснословным ценам).
Повторяю, ничто ниоткуда не берется.

. 

Alex - Точки, как спусковые механизмы эмоций используемые сволочами от шоу бизнеса должны быть кем-то установлены и настроены должным образом, либо существовать изначально, созданные Природой? Богом? Я не о физиологии в данном случае говорю. Эмоции высокого порядка есть у многих в большей или меньшей степени. Проблема в том, что они мало востребованы и соответственно медленно развиваются, а количество, как известно, переходит в качество. Но чтобы привить человеку хотя бы одну такую точку эмоции высокого порядка, его приходится заинтересовывать видами и жанрами искусства, воздействующими на так называемые примитивные эмоции. 
. 

Praded - (Ковыряясь стрелой в зубах) Не совсем так. Многие люди способны стартовать в этом направлении уже с достаточно высоких позиций. И экстрим им ни к чему. А вот для того чтобы поднять интеллект тем, у кого он ниже плинтуса, тут уже и хентай с фансервисом сгодятся. (Я не про любителей жанра, а про обычных зрителей). В разной пропорции подмешивая к ним высшие эстетические ценности и переживания, создавая пограничные виды жанра, направленные на привлечение массового зрителя, благодаря этому удается сместить акценты и исподволь приобщить к прекрасному любителей хентая, хоррора, мочилова и мелодрам.
. 

Alex - Ага, а вот и герои нашего местного мочилова вернулись. Да уж, видок у них тот ещё хоррор. Без мелодрамы не взглянешь... Надеюсь хоть без хентая обойдёмся ;)
. 
Starkov
(копаясь в аптечке Кагоме) - Юморист, блин... Ладно, не будем больше 
мешать Прадед-сану, пусть продолжает.
. 
Praded(наливает из фляжки) Аниме подходит для этой цели лучше, чем что-либо другое, поскольку представляет собой широкий спектр различных жанров и воздействует на сознание не только смысловой нагрузкой, но и музыкой, отрисовкой, индивидуальным своеобразием голосов сэйю, позволяя создавать неповторимую атмосферу, пробуждающую эмоции очень и очень высокого прядка. Да о чем говорить, вы сами не раз и надеюсь не два переживали эти чувства.
. 
Аlex - Поподробнее бы об высокого порядка - интересная тема. 
. 

Praded - Мало того, что интересная, так ещё и вечная-бесконечная. Если углубляться, то уже не "Базар" получится, а целый "Общий Рынок". (Но если надо, могу потом прислать кое-какие наброски) Если нужны один-два примера, то можешь выбрать из этого набора эмоций высшего порядка. Взлёт эмоций от радости творчества. Размышления о ценности жизни и о ситуациях, когда приходится жертвовать жизнью. Просветление души от ощущения веры(независимо от конфессии) Размышления о возвышенных мечтах и о "маниловщине". Рассмотрение ощущения единства с природой и всем миром с разных точек зрения. Любовь и взаимопонимание как единение душ. Желание оставить след на Земле, как результат размышлений о смысле жизни. "Твой билет в будущее всегда чист", - прощание с ошибками прошлого. Красота и убожество вымышленных миров как намёк на то как надо и не надо жить в реальном мире. Страшилки апокалипсиса как защитный оберег от реальных бедствий. Свобода как состояние души, не зависящее ни от времени ни от места, но и осознанная необходимость тоже. (Зэки жутко завидуют таким людям) Можешь ещё чего-нибудь добавить. Тем очень много.
. 

Alex – Всё-таки о тонких и более глубоких вещах хотелось бы поговорить поподробнее. Ширпотребу, конечно же, тоже достанется, но всё же хотелось бы поподробнее остановиться на чём-то более возвышенном и тонком, что пробуждается в человеке в ответ на то, что он видит в аниме. Мы же про аниме говорить хотели, а не про всю культуру, субкультуру, эстраду... и т.д. – у нас своя аудитория читателей – анимешники, вот и говорить надо бы больше об аниме, не все же допрут, что это одно и то же явление, просто в разных формах, так что обобщения всякие к концу базара пусть идут, а пока частности давай.
. 
Praded - Тут очень трудно что либо обобщить. Подхожу к Аниме. (на самом деле подходит к костру) Попробуйте нижеследующие примеры применить к себе, заменив мои темы на те, что вас волнуют, Надеюсь, тогда вам будет понятнее. Итак, пример. Одна из главнейших ошибок влюблённых мужчин - это обожествление любимой женщины. Им и в голову не приходит, что таким образом они насильно заставляют обычных женщин из плоти и крови, с ограниченнным набором достоинств и недостатков, соответствовать немыслимо высоким стандартам. Чувствуя, что на них взваливают непосильную ношу, женщины обычно, резко и бесповоротно "отшивают" таких воздыхателей. Они хотят, чтобы их любили такими какие они есть. (Мужчины, впрочем - тоже) Но желание обожествлять любимую неистребимо в мужчине. Те кому повезло влюбиться в "Василис Премудрых", до конца жизни называют своих жён Музами (В отличие от ангела, любая женщина без труда может быть музой. Правда, не все это понимают). Те же, кому не повезло смотрят Ах! Моя богиня! и т. п. вещи, и переживают те чувства, испытать которые в жизни им так и не довелось. Но, чтобы такое аниме затронуло душу, надо чтобы и автор испытал нечто подобное в жизни (либо был когда-то отвергнут, либо насмотрелся в своё время такого же аниме). Тот же Happy World создавался с учётом всех законов шоу-бизнеса, но при высоком техническом исполнении оказался тем не менее совершенно неинтересен любителям возвышеннных чувств. Не было у сценариста такого жизненного опыта. В результате сериал стал похож на обычную комедию для мальчиков. Но будучи излишне целомудренным для них, сериал скончался после 3-й серии, так и не найдя своего зрителя. (У нас бы и это схарчили за милую душу). Любому мужчине хочется оставить после себя глубокий жизненный след. Так сказать, перевернуть мир. Но в молодости многие ещё не представляют как это сделать, а в зрелом возрасте они уже чувствуют себя неспособными на великие свершения. Но мечта-то никуда не делась. Она так и сидит занозой в душе, вызывая приступы депрессии. Такие зрители находят выход для своих эмоций в сериалах вроде Наруто, Оутлав Стар и Фулл Метал Алхемист. Но опять же, авторы этих сериалов сами испытывали нечто подобное. Да-кара (потому-то), эти вещи и оказались так близки нереализовавшим себя авантюристам. У женщин тоже хватает неисполненных мечтаний. Желая такой любви, когда ВСЕ мужчины любят её такой, какая она есть и ничего не требуют взамен, а каждый незначительный знак внимания (вроде вкусного обеда) воспринимают как дар небес. Прекрасная половина с удовольствием смотрит мыльные оперы. В аниме хватает и такого, только на более высоком уровне, чем латиноамериканские сериалы. Корзинка фруктов, Мистическая Игра и им подобные одинаково трогают души обоих полов. Извечная мечта женщин - превзойти мужчин по всем параметрам (Не понимаю, чего тут хорошего? Только забот, хлопот и ответственности от этого прибавится, а удовольствия - ноль.) Они любят смотреть сериалы с химерическими персонажами. 
Женщина-фанатичный учёный, Женщина-непобедимый боец. Женщина, которая "на ты" с любой техникой и т. д. Поскольку эти качества несовместимы с женственностью, от которой они не хотят отказываться, то радикальным выходом становится волшебная палочка по имени "Махоу Сёдзё", либо наоборот - яой, в котором мужчин изображают слабыми и изнеженными существами.(Махоу сёдзё наизнанку) 
В конечном итоге, расчёт уже идёт на то, что зритель имеет в своей душе не только примитивные "крючки", но и "крючки" более высокого порядка. Идеалы, наполеоновские амбиции, духовные ценности, веру-надежду-ЛЮБОВЬ!!! (Не надо опошлять эти слова!) и т.п. Такие люди ищут для выражения своих эмоций иные средства. Обычный мордобой их уже не устраивает. Им дуэль подавай или сеппуку с обязательным написанием предсмертной поэмы. Ну в общем, вы поняли, о чём я. Так вот, в среднем, Аниме (по крайней мере, лучшие его представители), мне кажется, лежат где-то между "опереттой" и "классической музыкой".

. 
Alex - А чё так мало...
. 
Praded - Да потому, что аниме это всё-таки, вид массового искусства. Поэтому от зрителя не требуется каких-то чрезмерно глубоких знаний и непомерно толстого кошелька. "Классика" помимо всего прочего это ещё и вид стёба. Ну, вроде как написал писатель отличный роман, потом отобрал у соседа-шпиёна шифроблокнот и опубликовал своё произведение в виде множества цифр. Так вот, ценители классики этот шифр знают, а простые смертные - нет, поэтому и не понимают ничего. Эстеты таким образом просто развлекаются. Обычное дело, если подумать. Аниме же это нечто вроде детских шифров, когда после каждого слога вставляется "та" или "ка". На первый взгляд получается непонятно, но если поднапрячь то место где обитает здравый смысл, то можно дойти до сути и без "герметических таинств". Аниме это та самая связывающая нить, о которой мечтал Некрасов. Таким способом ведь действительно можно отвадить "мужика" от "милорда глупого" и приохотить его к Белинскому и Гоголю. Балбесы народники, в своё время пытавшиеся заразить крестьян идеями Вольтера, не понимали, что для освоения "алгебры" человек должен сперва научиться "арифметике". Кстати, сгинувшая традиция русского лубка вполне могла бы перерасти в "русскую мангу", если бы этим кто-нибудь занялся всерьёз. Так что, аниме это арифметика высоких чувств, и это есть хорошо! 
. 

(небольшая пауза в течении которой Прадед со смаком уминает шашлыки)

 . 

Praded(перестав жевать) Всё дело в том, что для того, чтобы спусковой крючок зрителя сработал, автор должен знать об этом спусковом крючке. То есть, он должен быть и у него самого. Потому-то и возникают чувства и переживания у зрителя, что у него при просмотре возникает с автором своеобразный диалог:
- Автор: "Приколись, какая в моей душе фишка есть! Клёво?"

- Зритель: "Ух-ты! И у меня такая есть! В натуре, клёво!"Возникает своеобразное единение душ. Мы, мол, вон какие! У нас с автором такой секрет есть, а вам, убогим, и невдомёк. А внутри отдельной ячейки всегда выше доверительность и эмоциональная открытость. (Семья, группа единомышленников, единоверцы.) Потому то и смотрят муняшки свысока не только на посторонних, но и на тех анимешников, у которых такого крючка не оказалось. Хотя, повторяю. Самих эмоций Аниме не несёт. Оно несёт только спусковые механизмы эмоций от автора к зрителю.
. 

Майор Катцураги - Что-то я не въеду. Обсуждается "реальность заложенных в АНИМЭ чувств и эмоций"... Но разве чувства могут быть не реальными? А какими тогда – виртуальными? Это же бред! Когда смотришь ФМП ФУМОФУ, ЛАВ ХИНУ или БОЕВЫХ АТЛЕТОВ смех получается самый настоящий и очень заразительный, и боль терзает душу, глядя на кровавый хаос в который превратилась жизнь НУАР. А концовку ШКОЛЫ УБИЙСТВ вообще без слёз смотреть не возможно. Кому придет в голову усомнится в искренности своих чувств? Вам прямая дорога к психиатру.
. 

Praded(сокрушённо) Поздно. Таких как мы к психиатру даже не пускают. А теперь про чувства. Вопрос изначально поставлен неверно. Чувства есть, значит они реальны. НО! Они никогда не бывают объективными. У каждого свои чувства. И именно поэтому одна и та же вещь может вызвать самые противоположные эмоции у вполне казалось бы схожих людей.
Саму реальность внутренний мир каждого человека определяет по своему. Существуют приоритеты настроенные на восприятие определённых ценностей с последующим их осмыслением и анализом. Грубо говоря, кого-то прет по ЕВЕ, так как в неё заложены "вечные вопросы" поиска смысла жизни и проблемы межличностных отношений. Путём осмысления этих самых ценностей происходит формирование мировоззрения, что в свою очередь позволяет определить своё место в жизни, цель и смысл существования.

. 

Praded(трясёт фляжкой возле уха) А сами эмоции у них при этом могут быть разные. Как заряды. У одного - бронебойные, у другого - зажигательные, а у большинства, к сожалению – пустые-холостые.
Так, одни будут изумлённо созерцать "Апофеоз войны" Верещагина, другие скажут:  "Ничего. Круто". Про себя же, подумают: "А пиво - лучше." А третьи, просто скажут: "А что это за лабуду такую Прадед помянул?" Им на этот апофеоз начхать.
Так, что ничего плохого в "продаже чувств" я не вижу. Всё искусство на этом построено. А вот какие именно чувства нам продают, это уже другой вопрос.
Вот смотри. Кроме Японии (Тут понятно. Родное всё-таки) самое большое число анимешников находится в Штатах. Их массовая культура не даёт возможности сработать эмоциональным крючкам высокого уровня у тех, кто их в себе РАЗВИЛ. Общение с соотечественниками тоже не даёт им возможности для реализации эмоций высшего порядка. Результат налицо.
Очень интересные тесты "на вшивость" получаются. Глядя на то, какие виды искусства востребованы в данной стране можно чётко определить степень морали, воспитания и образования её жителей. Если у населения велика потребность в эмоциях высшего порядка. То их цивилизованность высока. На первом месте получаются Япония, Франция, Китай. За ними идут скандинавы испанцы, индусы и жители развитых стран ближнего и дальнего востока.
У последних, правда, с образованностью грустно, зато мораль и воспитание о-го-го какие. А для Анимешников тоже тест. Если у вас возникают эмоции на эротику, это нормально. А вот если на одну только эротику и пошлятину, а те вещи, про которые говорят: "Какой глубокий замысел! Какие серьёзные мысли!" оставляют вас равнодушными, значит, вы сами себя от такого кайфа в жизни отрезали, что даже не представляете. Вроде, как сидит себе человек в избушке и не подозревает, что вокруг огромный мир находится. А открыть дверь и выглянуть наружу ему лень. А вот если хоть раз вышел, воздуху свежего глотнул, то потом ты вернёшься в эту избушку уже другим человеком. Эмоции высшего порядка куда сильнее тех, что достались нам от рождения. Просто те, кто предпочитают "двигать попой" об этом не знают.

. 

Alex - Клёво, клёво, в тему. Есть такая фигня, что люди сами себя изолируют от высших эстетических ценностей и переживаний по сравнению с которыми удовлетворение основных инстинктов курит. Более того, оно то зачастую и закрывает путь к кайфу более высокого порядка... только если не сможете развить эту тему без того, чтобы опять не влезть во Фрейда с его заморочками, тогда ну ее нафиг, будем считать, что я ничего не говорил…
К тому же тут на лицо и обратная связь – типа аниме позволяет их еще и развивать, конечно, если есть хоть какая то базовая восприимчивость. Если бы чел не мог постигнуть больше, чем в нем уже есть, то он бы так и остался на уровне ляльки в первый миг своего рождения... тут и восприятие того, что уже накоплено в душе, и в то же время развитие и достижение новых уровней, поэтому я бы не был столь категоричен.... или тут про что-то другое говорилось и я не въехал в тему?

. 
Starkov
(выцедив последние капли из фляжки Прадеда) – У каждого человека, разумеется, есть определённый потенциал развития заложенный в него природой, Богом, генами, - кому что больше нравится. Все мы можем бегать. Но пробежать стометровку с олимпийским рекордом может, ясен пень, не каждый. Чтобы быстро бегать, мало иметь здоровое от рождения тело, приходиться часто тренироваться, вести упорядоченный образ жизни, исключающий ряд модных в наше время пороков. И совмещать одно с другим не получится, по крайнее мере длительное время. Так как любой порок изначально губителен, какой-то больше, какой-то меньше. Безобидных не бывает. Это я веду к тому, что способность испытывать эмоции высшего порядка, тоже может буквально захиреть и зачахнуть, ежели человек ею наделённый будет потворствовать априорно более сильному стремлению к удовлетворению низменных инстинктов, попавшись на те самые упомянутые Прадед-саном "крючки". Согласитесь, тяжело будет, к примеру, после выплеснутого в лицо ушата помоев из ставших притчей во языцах "Окон", адекватно воспринимать ну тот же "Апофеоз войны" Верещагина. Или после пары тройки альбомчиков Шуры Каретного наслаждаться симфонией Бетховена. То же самое с Аниме, - едва ли та же "Утена" заставит о чём либо задуматься человека упивающегося двусмысленностью отношений между Утеной и Химемией (хотя я вот к примеру, исключение, хе-хе).
. 

Praded - Подтверждаешь, значит, правило? Хитрец!
. 
Alex - Может тут стоит добавить что-нибудь про то, что эмоции высшего порядка это не какая-то нудная обязаловка, а что-то вроде кладоискательства. У человека появляется азарт, блеск в глазах. Приходит второе дыхание. И чтобы испытать такое состояние снова, люди начинают смотреть в ту сторону, о которой говорят «возвышенное». Для сравнения. Кто хоть раз побывал летом на море и получил от этого удовольствие, будет ездить туда ещё не раз (и денег не пожалеет). 

3. Взаимодействие зрителя/читателя с персонажами

Starkov (вновь нахлобучив измятую шапчонку и рисуя обломком указки на земле) - Разберём механизмы на которых основано взаимодействие между зрителем/читателем и персонажами среднестатистического аниме/манги. Отмечу, что мы не берём в рассмотрение аниме в котором превалирует задача рассказать сюжет-притчу (то есть индивидуальность действующих лиц глубоко вторична по отношению к сюжету), или фильмов с абстрактной подачей сюжета (где персонажей как таковых вообще может не быть - Angel`s Egg). Итак, главная цель автора - заинтересовать читателя/зрителя, севшего за просмотр/чтение в поисках симулируемых эмоций, одним или несколькими персонажами. Иначе всё происходящее с ними для зрителя/читателя (далее "з/ч") будет безразлично и он прекратит свой контакт с произведением, - по крайней мере контакт того уровня, на котором ещё срабатывают заложенные в произведение зацепки.Здесь два основных пути, - либо ориентироваться на определённую группу з/ч, создавая типичный для неё образ главного героя (пример, - герои аниме-комедий "для мальчиков", Лав Хина, Чобитсы, Видеодевушка, и т.д.), либо создание оригинального типажа, способного потенциально привлечь всех, даже в принципе равнодушных к жанру или даже сюжету (к примеру, я плохо перевариваю фэнтези, - но просто тащусь от Лины Инверс, меня бесят меха-сентаи, - но мне очень нравится Кизна из "Megumi Kouhasei" и т.д.)". И в том, и в другом случае самое важное вызвать у з/ч одну или несколько видов симпатий к персонажам (подробнее см. третий БАЗАР).
И здесь всё зависит от того, - насколько удачный образ удалось сформировать автору, то есть насколько возможно восприятие персонажа как реально существующей личности. Именно от этого зависит параметр пресловутой искренности.
Наиболее широкий диапазон возможностей по формированию как можно более полного образа предоставляют жанры повседневности и трагедии, - и не случайно их элементы с такой интенсивностью используются в подавляющем большинстве известных аниме/манги. Повседневность, - это способ добавления к неизбежно шаблонному изначально образу множества мелких штрихов и деталей не столько помогающих в дифференциации образа от аналогичных из других сюжетов, сколько добавляющих образу цельности и законченности…
. 

Alex - я бы еще сказал достоверности.
. 
Praded - Яркий тому пример - сериал Monster. Одна из лучших вещей последних лет. Является сплавом повседневности и трагедии без всяких излишних дополнений.
. 
Starkov - …в то время как трагедия раскрывает перед нами глубинную сущность характера персонажа, что вызывает у нас сложный спектр эмоций, лежащий по преимуществу в области симпатии уважения, симпатии восхищения, или же симпатии сострадания.
. 

Alex - А чем собственно отличается мелодрама от трагедии, а то мне как-то…
. 
Майор Катцураги - Ну, мелодрама, это скорее личные переживания эгоистичного характера, замкнутые на себя и свои проблемы.
А высокая трагедия несет в себе какие-то более сложные эмоции: Самопожертвование, Преодоление, Преодоление, Рост, Стремление, Служение, Идеал, Высокая цель, Поиск себя, Самопознание, Верность долгу.

. 
Praded (шинкуя Тэссайгой редьку-дайкон) - Прошу простить мою дерзость, но трагедий в Аниме мне как-то не попадалось. Тяжёлые драмы – да. Даже самая печальная из виденных мной вещей – Могила светлячков, это трагедия детей, поданная в виде драмы. 
Трагедия это вовсе не вещь с плохим концом. Отнюдь. Трагедия по определению должна содержать в себе ВЕЛИКУЮ идею. И трагическая судьба персонажей пытавшихся воплотить эту идею, должна сподвигнуть зрителя на её осуществление. Лучшие трагедии СССР снимались тогда, когда людям было обещано, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме». Обманули, конечно. Но идея-то была великая. В Японии сейчас нет необходимости в таком надрыве. А стрелять из пушки по воробьям – глупо. Ведь ещё Ключевский сказал: «Театральные слёзы лишают способности к слезам реальным» (Цитирую по памяти). А высокие моральные качества и идеалы персонажей можно с тем же успехом вставить и в героическое фэнтези. Но от этого оно трагедией не станет. Вот когда начнут японцы про Вторую Мировую реалистичные вещи снимать, вот тогда и посмотрим.

. 

Starkov (продолжает вдохновенно ораторствовать) - Для многих и многих анимешников ключевое значение имеет возможность испытать чувство сопереживания по отношению к персонажам, и несомненно, что именно широкие возможности для сопереживания предоставляемые Аниме как искусством является одним из важнейших факторов обуславливающих возрастающую год от года его популярность во всех уголках земного шара. И, как следствие, для того, чтобы их произведение не затерялось в общей массе себе подобных, и, разумеется, имело коммерческий успех, авторам, помимо всевозможных экспериментов и извращений над сюжетам, приходится уделять всё большее внимание формированию образов персонажей максимально доступных для сопереживания. Так, драматические элементы с определённого момента активно внедряются даже в, казалось бы, совершенно неподходящие для этого комедийные истории (вспомните концовки Видеодевушки, Фотона, даже Эксель Саги (!), - мне до сих пор трудно привыкнуть к тем резким переходам от гомерически смешных эпизодов к эдакому шекспировскому трагизму, которыми отличаются многие известные произведения, особенно последнего десятилетия). Конечно, частично это объясняется известной любовью японцев к столь удачно сформулированному Ницше принципу, - "жизнь заслуживает оправдания только как явление эстетическое" (достойно прожить, красиво умереть, - вот заветная самурайская мечта), но главное здесь всё же это стремление заставить з/ч сопереживать. Пожалуй, рассмотренный процесс можно считать своего рода периодом "взросления" Аниме, пик которого пришёлся на девяностые годы прошлого века. Именно тогда серьёзные, сложные для восприятия работы впервые начали получать всеобщее признание, приносить реальный доход создателям, и доставлять массу проблем и головной боли их конкурентам. Стоит отметить, что данная особенность развития субкультуры аниме/манги идёт в разрез с общими тенденциями культуре эпохи Постмодерна, где твёрдо взят курс на тотальное упрощение всего и вся, вкупе с бессовестным потаканием грубым, неприхотливым, если не сказать примитивным вкусам толпы, которую больше никто не собирается просвещать и духовно обогащать, а исключительно лишь развлекать. И в этом отношении Аниме несомненно выглядит намного более выгодно и достойно, чем его развращенный огромными деньгами и Голливудом старший брат, - кинематограф (согласитесь, редко, о-очень редко случается, когда по-настоящему сильный идейно проект, вроде "Бойцовского Клуба", "С меня хватит!" или "Прирождённых убийц" становятся мегаблокбастерами, - обычно первые места по кассовым сборам собирают дорогие и эффектные пустышки) и немалая, пожалуй, даже основная заслуга в этом студии Гайнакс сами знаете с каким произведением.
. 

Praded (расслабленно откинувшись) - И это неспроста! Тон и моду в Аниме задают
именно продвинутые анимешники. Именно они нашли здесь ту духовную пищу, которую тщетно искали в других видах искусства. Именно они дали толчок росту популярности Аниме во всём мире. Именно они стали новым поколением японских аниматоров и мангак, выдавших такую лавину шедевров за последние годы. Почитайте о детских годах Кисимото Масаси - создателя Наруто, и вы всё поймёте. 
И именно благодаря их запросам, японская анимация так высоко держит планку качества. А "Джоны Смиты из Айовы" и "Иваны родства не помнящие" отдыхают. Но хочу предложить тебе в свете вышеизложенного такой вариант. Во-первых, постмодернизм оказывает влияние только на интеллектуально развитых людей, не имеющих точки приложения своего интеллекта. Обычному народу хватает всяких "Полей чудес" по ящику. Но тупее от этого они не становятся. Это тот же нижний уровень эмоций. А поскольку жизнь бьёт ключом по голове, то на виртуализацию у них времени нет. Надо как-то выживать. В этом плане нищету нашей страны можно воспринимать как благо. У нас симуляция социо-культурной сферы прокатывает только в области алкоголизма. Молодёжь, конечно, вся эта мутотень с катушек сбивает, но когда они с реальностью вплотную столкнутся, придётся и им хочешь не хочешь, за разум браться. Жизнь всё по местам расставит. Виртуализации у нас подвержена в основном техническая и всяка-разная интеллигенция. Но они особой погоды не делают. Авторитета нет... На западе, там да. Но сдаётся мне, что в скором времени столкнутся они с проблемами посерьёзней постмодерна. Ну, да ладно. Опять меня несёт. Ключевое слово тут, как ты верно заметил, это ОТЧУЖДЕНИЕ.
Но в более широком смысле, чем "одиночество". Людей можно условно разделить на два типа. Люди мысли и люди дела. Вот по этой-то линии и пролегло отчуждение. Людям дела нужен человек, который подкидывает им свежие мысли, вдохновляет их на претворение в жизнь каких-то идей. Позволяет им чувствовать свою значительность. Они самореализуются претворяя в жизнь и улучшая чью-либо идею. Если же их отсечь от людей идеи, то они скатываются до банального делания денег, или уныло тянут лямку, разбавляя пустоту в душе незатейливыми утехами. Такие люди редко становятся анимешниками, а если и станут, то предпочтут жанры действия. (экшен в стиле "Х", файтинги, незатейливый меха-сентай.) (О хентае умолчу, дабы не злить Алексея.)

. 

Starkov (обиженно) – Нэ, Прадед-сан, гоменэ, но за что ж Вы, товарищ, столь горячо мной любимую "Иксу" так низко опускаете? Или имеется в виду полнометражка?
. 
Praded (красуясь футболкой с надписью «Яой давить!») - И то и другое, и весь Кламп в придачу. А что, если кто-то не разделяет ваши эмоции по поводу какой-либо вещи, то это уже чужак? А вы представьте картину. ВСЕ поголовно воспринимают Евангелион одинаково. Все понимают его правильно. Все говорят одни и те же слова?.. Да на хрена мне нужно такое счастье! Я лучше с какой-нибудь яойщицей буду ругаться (и при этом она всё равно из нашего муравейника), чем бездумно шагать строем. 

Так, идея, идея?.. Ах, да! Люди идеи способны выдавать их фонтанами. Они могут придумать что угодно. Но отличить, что в их идеях здраво, а что бред они не могут. Им нужен человек действия. Именно эти люди испытывают от процесса творчества эмоции высшего порядка. Но когда они не могут заинтересовать людей дела своими идеями, их эмоции остаются нереализованными, а это посильней алкоголизма будет. Вот такие люди и уходят в виртуальные миры, неважно какие, химические, компьютерные, или анимешные. Ведь там можно в полную силу напрягать интеллект, проходя особо вредного "босса" или пытаясь понять все 48 смыслов каждого эпизода в каком-либо глубокомысленном сериале, вроде Лэйн. А то что все эти усилия никому жизнь не улучшат, их не волнует. Они, – люди мысли. На том же Западе, большая часть интеллигенции, это конторские работники, занятые монотонным никчёмным трудом. Понятно, что их в виртуальность тянет, раз жизнь такая скучная. У нас, туда уходят скорее наоборот, оттого, что она слишком "весёлая". А ведь выбор у интеллектуалов не так уж и богат (Особенно в нашей стране). Возможностей для технического творчества крайне мало. Хорошо индусам. Их в "Силиконовую долину" и на авиа-космические разработки пачками берут. А остальным куда деваться? Изобретать что-то в одиночку, сейчас почти невозможно. Времена энциклопедистов прошли. И остаётся им только область компьютерных игр, писательское ремесло, Кино-Аниме, да всякие шоу со спец. эффектами. А поскольку, что у авторов, что у зрителей, спусковые крючки эмоций одинаковые, то получается полное единение душ.
. 

Starkov (надевая запасную прадедушкину яоедавительскую футболку) – Единение душ, говоришь? Согласен. Вот только не соглашусь с тем, что это единение становится причиной социального эскапизма. Действительно, искусство вполне может стать утешением слабого, где он может черпать себе силы для того, чтобы наполнить жизнь хотя бы иллюзией смысла, разнообразить, сделать её более сносной. Но правда также и другое, что практически все великие произведения несут в себе мощнейший заряд энергии, способный подвигнуть людей на самые что ни на есть героические свершения. Хотя бывает, что талантливый извращенец своим "произведением" подталкивает лиц с неуравновешенной психикой, что называется, к последней черте (все наслышаны о кровавых банях, которые устраивают регулярно в америкосовских школах поклонники Мэрилин Мэнсона, N.I.N. KMFDM, и др.; кто знает, сколько народу тронулось умом, слишком увлёкшись изучением того же Ницше; ну а на какие подвиги порой толкают файтинги, вспоминать не охота…). 
. 
Praded - Вот именно, что заряд! Один, этим зарядом может пробить дыру в стене между старым и новым миром, другой может этим же зарядом подорвать окружающих, третий может подорваться сам, а четвёртый выкинет его за ненадобностью. Каждому своё.
. 

Starkov - Но ведь ради той самой пресловутой конкурентоспособности, авторы сознательно вводят в свои произведения специфические элементы, от отсутствия которых, в принципе, само по себе Аниме ничего бы не потеряла. Кроме энного числа зрителей, клюнувших так сказать именно на эти самые элементы. Эротика в Евангелионе, чрезмерная жестокость "Икса" или "Angel Sanctuary", сёдзё-айная составляющая "Боевых Атлеток" или "Сэйлор Мун", преувеличенный романтизм в отношениях между персонажами в "Фушиге Юге", - всё это лишь приёмы, сознательно применяемые авторами для привлечения максимально возможного числа потенциальных з/ч. Но тем не менее, даже прекрасно понимая это, положив руку на сердце, я бы не сказал, что обрадовался тому, если бы из упомянутых произведений вдруг исчезли эти элементы т.н. "попсы". Скорее наоборот.
А ведь есть и обратные случаи, когда аниме/манга не просто включает в себя специфические элементы, а практически целиком построенное на их основе, становится просто великолепным! Кровь и секс "Кайта" не заслоняют, но подчёркивают острую проблему молодёжной преступности; зацикленность на эротике молодёжных комедий вроде "Лав Хины" и "Чобитсов" лишь фон для попыток найти себя не приспособленных для этой жизни людьми; а уж про теорию и практику классовой борьбы воплощённую в насквозь яойном "Аи но Кусаби" можно даже не вспоминать!
. 

Alex - Ну загнул... а попонятнее?
. 
Praded - В "ГАНТЗ" проблемы молодёжной преступности показаны гораздо более
правдиво и убедительно. Сексуальная озабоченность парней там также показана очень "выпукло". Хе-хе. И хотя сериал местами производит отталкивающее впечатление, его создатели смогли добиться всего этого без всякого хентая. Одними лишь словами, намёками и кадрами вскользь. Для мангаки это высший пилотаж. 

. 

Praded - (Напевая песню о классовой борьбе из клипа Акира) - Теперь о штампах и искренности. Штампы ведь, тоже разные бывают. Штамп рассмотренный под иным, чем раньше углом зрения, уже не вызовет сомнений в искренности. Сравнивая Ранму и Инуяшу, ведь замечаешь и схожесть характеров и поступков. Да и ситуации обыгрываются зачастую похоже, но тому, кто скажет, что эти сериалы неискренние, объявлю "Увы!", "Иду на вы!" и прочая. А уж, что Гайнакс со штампами творит, это вообще сказка. Взять тот же Абенобаши... А в последней серии второго сезона Махороматик такое ощущение, что тебя кувалдой промеж глаз огрели (А ведь первое впечатление было, что это обычный сериал для мальчиков). Но с другой стороны, второй сезон Вандреда или второй мувик ГИТСа, это как раз пример того, как нельзя делать. Мне кажется, что следует различать явную халтуру и использование вариаций известных ранее приёмов.
Пример. Берётся набор штампов из слезогонных мелодрам. Имеется мощный стержень из очень актуальной и болезненной сегодня темы - кризис семьи. Находится правильный подход и созвучность тайным чаяниям большинства людей, в том числе и молодёжи (Что особо удивляет и радует!) Всё это умело собирается воедино и получается "Аиситэрузе беби", - великолепный и трогающий до глубины души сериал, несущий в себе мощный созидательный заряд.(Бывают и такие) Штампы как кирпичи. Из них можно построить и тюрьму, и унылую хрущобу и сказочный дворец. Самое главное - это творческий подход. 
А когда штампы используют по принципу: "Тут мы полочку присобачим, тут мы цветочек впердолим, а тут розовую полосу через весь потолок..." то это сразу бросается в глаза и отбивает охоту смотреть это "творение" дальше. (Клоны Нуар, например. Хотя и оригинал, если честно, ничем кроме музыки не блистал. Да и с ГИТСом примерно та же история) 
Но это уже моё ИМХО. (Имею Мнение Хрен Оспоришь)
Да тут особо можно и не углубляться. Если сюжет интересен, персонажи выглядят личностями, манера рисования не противоречит стилю вещи (представьте, Хеллсинг в стиле кавай???), то штампы будут лишь подчёркивать яркость отдельных моментов. 
Причём, талантливые авторы если уж и штампуют, то самих себя. К счастью, у аниме ещё такой огромный задел, что народ изгаляется как может, лишь бы вещь получилась оригинальной. Этот поток новаторства и экспериментов иссякнет ещё не скоро. Здесь просто иной подход к творчеству, чем в Голливуде.

4. Гармония и алгебра. Союз или противостояние?

Майор Катцураги – И всё равно, тот, кто сомневается в заложенных аниме и манга эмоций, не уверен в подлинности полученных им эмоций от просмотра/прочтения аниме и манги. Это может свидетельствовать либо о расстройстве психики, либо о том, что человек не понимает, что находится не на рынке. А чувства и шмотки не одно и то же!
. 

Starkov - В то-то и дело, что современная система массовой культуры такова, что всё (или почти всё) в ней происходит строго согласно рыночным механизмам, - и "чувства", это точно такой же товар, как ботинок или баклажан, для продюсеров и менеджеров, от которых, в конечном счете, и зависит, будет ли доступно то или иное произведение массовой публике или нет. Значение Творца, Художника, в мире шоу-бизнесса всё более обесценивается, главный человек сейчас Продюсер! Идеальный пример, - Анно Хидеаки. Уж на что культовый режиссёр, а постоянно ему денег недодают. 
. 
Praded (размахивая стягом «студия Мэдхаус – форэва!») - Вот вам пример союза людей идеи и дела. Мангаки несметными полчищами осаждают редакции, размахивая своими творениями, а люди дела выбирают из этого изобилия то, что на их взгляд заслуживает внимания. Бандай ничего не снимает, но у них отличный нюх на шедевры. Это идеал людей дела. Санрайз, Мэдхаус, Джибли – это примеры «два в одном». Гонзо норовит срубить деньжат, а на остальное им начхать. Поэтому у них и идёт сплошная кровища и штамп на штампе. В Гайнаксе собрались фантазёры. Значит, богатой эта контора не станет никогда. Гайнаксу нужен прожжённый делец. И тогда всем будет щасце.
. 

Майор Катцураги - Отдельно по шоу-бизнесцу: а касаемо шоу воротил, наживающих бабки на аниме – Бог им судья. Каждый в своей жизни ищет что-то своё. Одни наживу – другие – самовыражения и это не мешает им сосуществовать и сотрудничать. Одни финансируют проекты – другие творят и мне кажется, не стоит их ставить в один ряд и обвинять людей творчества в стяжательстве. Получать деньги за свою работу – это нормально. Тем более, что за плохую работу платить не будут, проверено жизнью. 

Обвинения в адрес создателей АНИМЭ выдвинутые Starkovым и Прадедом о том, что они работают только ради денег, на мой взгляд не совсем обоснованы. К сожалению, такие отщепенцы тоже есть, о чём свидетельствует некоторое количество низкопробной продукции (не путать с хентаем). Но большая часть режиссеров и художников работает на совесть, о чем свидетельствует неуклонный рост популярности АНИМЭ в нашей стране, да и по всему миру. А попробуйте сравнить с американской продукцией – смешно чесслово. Что касаемо денег, так ведь зарабатывать их не грех. Наживой занимаются продюсеры и финансисты, спонсирующие проекты. Не стоит путать их с людьми творчества, для которых работа над АНИМЭ душевная потребность и путь к самовыражению. К счастью именно люди творчества рулят сейчас в Японии не позволяя финансистам подмять их под себя. Долго ли продлится такое сосуществование и сотрудничество вопрос остаётся открытым. 

Отзывается, резонирует, реагирует потому что доверие, сопереживание есть. Видит то, что хочет увидеть, если внутренний мир человека более развит, то его интересуют эмоции более высокого порядка и более сложные человеческие взаимоотношения. И он готов их осмыслять и сопереживать им. И они служат ему пищей, стимулом развития самоанализа, толчком к самосовершенствованию, познанию. Себя и мира.
Одни и те же произведения несут несколько уровней информации и по-разному воспринимаются в зависимости от уровня развития зрителя. Например, в том же НУАРе одни увидят экшен, другие узрят мелодраму, а третьи высокую трагедию.

 5. ИТОГИ 

Praded - То что мы назвали продажей чувств, это в сущности – всего лишь утоление сенсорного голода. Человек может жить, питаясь одним хлебом, однако предпочитает есть разные продукты, да ещё и на вкусовые ощущения внимание обращает. То же и с искусством. Глобализация смотрит на людей по законам больших чисел. А наиболее оптимальная еда с точки зрения цена-калории это уксус. Вот и получается, что нас всё больше и больше пытаются пичкать уксусом от культуры. Это не нравится никому и каждый разнообразит свой сенсорный рацион по-своему. Мы вот «китайскую порнуху» смотрим, а кто-то кроссворды отгадывает или ещё что. Причём совершенно неважно, вкладывал ли автор идею, так глубоко поразившую нас, в своё произведение, или это наши собственные домыслы. Главное, что без этой вещи мы не пришли бы к таким выводам, не смогли бы ощутить то, чего подспудно хотели. А то что с нас берут за это деньги, говорит лишь о том, что добиться этого своими силами для нас гораздо труднее, чем купить. Ну и ладно. Пускай японцы рисуют мангу, а мы будем запускать в космос ракеты. И тот человек, который нашёл искренние чувства в японской попсе, говорил абсолютно искренне. Только чувства-то эти он на самом деле нашёл в самом себе. Но если J-pop оказался катализатором этого процесса, то да здравствует J-pop. Если аниме помогает нам стать Людьми, то прочь с дороги злобные недоумки! Мы идём! 

(Видя возвращающихся Инуяшу и Кагомэ, вскакивает на велосипед (Чей он, интересно?) и крикнув на прощание: «Вы уж тут сами без меня объяснитесь! Следующая встреча в харчевне {7 нянек бабушки Каэдэ!}», скрывается вдали).

Главный редактор - Comrade Starkov                                                                                            Anime Kakumei 2003-2008
сочетания рун